В Пушкинский музей привезли графические рисунки Густава Климта и Эгона Шиле из музея Альбертина (Вена). Выставку можно посетить до 14 января 2018 года и, как я говорила в коротком обзоре о выставке, билеты лучше купить заранее на сайте музея.

Также советую скачать бесплатный путеводитель по выставке в приложении IZI.Travel. С ним вы не только насладитесь рисунками, но и узнаете много интересных фактов о творчестве художников.

Густав Климт и Эгон Шиле – учитель и ученик, два художника Венского Сецессиона (объединение венских художников), два мастера эпохи ар нуво. Оба художника отказались от традиционных художественных стандартов и занимались поиском новых форм выражения в искусстве.

Скорее всего, о венском мастере Густаве Климте вы слышали намного больше благодаря его известным работам – «Поцелуй», «Портрет Адели Блох-Бауэр», «Юдифь I» и других, которые так полюбились публике, что они повсеместно изображаются на блокнотах, зонтах и кружках. Имя Эгоне Шиле менее известно и в рамках выставки именно на его работы стоит обратить особое внимание.

Климт – один из основоположников австрийского модерна, прекрасный живописец, и его творчество требует масштабного рассмотрения, выходя за рамки его графических работ. Поэтому подробнее о художнике я обязательно расскажу в отдельном обзоре.

Эгон Шиле – эпатажный художник-экспрессионист прожил довольно насыщенную жизнь и умер в возрасте 28 лет на рассвете своего коммерческого успеха. Создав около трех тысяч рисунков и картин в течение своей карьеры, Шиле был необычайно плодовитым и беспрецедентным рисовальщиком. За свою короткую жизнь он успел много сделать для искусства и изменил восприятие женского тела и человеческой фигуры.

Эгон Шиле (1890-1918). Стоящая девушка, закутанная в плед (1909г.) Уголь, бумага

Он обладал уникальным графическим подходом в рисунке, хотя сам художник себя больше относил к живописцам, чем к графикам. Исключительность его техники выражается в искажении пропорций и форм человеческого тела, в хаотичном нанесении контрастных цветовых пятен и работах откровенного эротического содержания. Это можно увидеть в рисунках «Натурщица в красном» (1914), «Художник Макс Оппенгеймер» или «Лежащая обнаженная».

На выставке также представлено несколько рисунков выполненных в классическом стиле, которые юный Шиле нарисовал во время обучения в Академии художеств в Вене. Несмотря на то, что он получил традиционное художественное образование, в его ранних работах уже заметно влияние модернистских идей в искусстве того времени. Кстати, именно во время обучения в Академии Шиле познакомился с Климтом, который впоследствии стал для художника идейным наставником и учителем.

Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все.

Оскар Уайльд

Творчество Шиле – это воспевание женского тела и эротики. Женские портреты Шиле писал с натуры, никогда ничего не правил в своих работах. Если не получалось с первого раза, рисунок отправлялся в мусорную корзину.

В начале 20 века шикорую популярность в Вене получили идеи фрейдизма, психоанализа и исследования важности сексуальности человека. Художник изучал эти темы, что в последствии получило отражение не только в его портретах натурщиц, но и в автопортретах. Шиле оставил большую коллекцию гротескных и карикатурных автопортретов, а также много работ в стиле ню. Его многочисленные автопортеты свидетельствуют о том, что художник рефлексирует на тему самовосприятия и исследует самого себя.

Часто в своих работах он рисует странные, нервные кисти рук. Такие жесты похожи на жестикуляцию людей с психическими расстройствами. Некоторые искусствоведы полагают, что это отражение влияния исследований в области психиатрии и женской истерии, которые были популярны в обществе того времени.

Художнику позировали как и совсем юные девочки модели, так и опытные проститутки. Рисуя с натуры, художник изображал женские тела в неестественных и изломанных позах, а очертания тел неправильные и угловатые. Рыжеволосая девушка, часто мелькающая на рисунках Шиле в разных позах –  любимая натурщица художника Валли Нойцель.

Портреты Эгона Шиле меланхоличны, создают ощущение напряженности и отчужденности. Полуголые девушки с грустными глазами скорее навевают грусть и тоску. Едва ли их можно назвать пошлыми или возбуждающими.

Тем не менее, за свои работы эротического содержания Шиле почти месяц провел в заключении из-за обвинения в распостранении порнографии и нарушении общественной морали. В противовес этому Шиле говорил, что в искусстве не может быть ничего безнравственного. По мнению Огюста Родена, искусство всегда священно и оно стремится лишь без прикрас запечатлеть увиденное, оно не может пасть. Поэтому Эгона Шиле можно причислить к художникам-реалистам, ведь он пытался запечатлеть не просто обнаженное женское тело, как объект вожделения, а нечто более глубокое и сокровенное, что таит в себе человек.

#РубрикаMustSee Если вам интересно погрузиться глубже в тему и узнать историю  жизни провакационного художника, рекомендую к просмотру фильм – «Эгон Шиле: Смерть и дева». Фильм о любви художника и натурщицы Валери (Валли) Нойцель, об искусстве, творчестве и трагедии Эгона Шиле.

В Москве фильм показывают в Центре документального кино на Парке Культуры. Купить билеты можно здесь.